Ушакова Анна Валериевна
Растим любознательных.
Что такое любознательность? В Толковом словаре С. И. Ожегова сказано: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основа любознательности -познавательная, исследовательская активность детей. Критериями уровня развития любознательности и форм её проявления являются: стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; эмоционально- познавательная активность детей в беседах, в обсуждении виденного и наблюдаемого; детские вопросы. Вопрос – это проявление интереса ребенка. Он возникает из потребности познать что-то новое, то, что им не известно или не совсем еще понятно. Что должны делать родители? Конечно же не отмахиваться от нелепых, как нам кажется, вопросов, не откладывать беседу на потом. Взрослый должен предоставить ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Таким образом, взрослый открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли. Нужно стараться чаще побуждать ребенка спрашивать, создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Итак, как уже было сказано, нужно сначала дать возможность ответить ребенку самому, поразмышлять. Свой же ответ нужно давать точно и доступно. Ребенка следует похвалить за хороший вопрос, поощрить желание узнавать что-то новое. Ребенку следует объяснить, что не знать что-то не стыдно, стыдно не хотеть узнать и расти с таким отношением. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка. Можно побудить познавательную активность, если создать такую ситуацию, где материал не весь объяснен и основная активность приходится на умственную деятельность ребенка. Для этого очень хорошо чаще находиться на природе и наблюдать ее разнообразие. Здесь стоит активизировать внимание ребенка на нужных предметах или моментах, т.е. направить его в нужное русло. При этом нужно как бы подталкивать ребенка к решению какого-либо вопроса. Благодаря наблюдениям ребенок сможет ответить на ваши вопросы. Например: «Почему ежик колючий?», «Почему цветы яркие и хорошо пахнут?», «Почему листья на деревьях желтеют?» и т. д. Различные книги с загадками, путаницами, незаконченными сказками (или сказками с пробелами, где нужно вставить продолжение), решение проблемных ситуаций, которые вы можете придумать сами, способствуют развитию мышления. Можно нарисовать рисунок и предложить ребенку дорисовать недостающее, в зависимости от придуманной картины. Например, человечек под дождем. "Чего ему не хватает" или "что ему делать"? Очень важно давать ребенку знания, расширять его кругозор. Это очень повлияет на то, насколько любознателен будет ваш ребенок. Мы должны развивать ребенка, готовить ему почву для интереса. Любознательные дети более активные, общительные, трудолюбивые, уверенные в себе, что конечно повлияет на успеваемость в школе, а так же на становление полноценной личности. 6 декабря 2015 в 11:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.